Многие из владельцев считают, что болезни сердца характерны только для породистых собак и кошек, но это далеко не так.

У метисов (беспородных собак и кошек) также выявляют кардиопатологии. Такие животные чаще других остаются не обследованными ветеринарным кардиологом и поступают на прием уже с симптомами сердечной недостаточности.

У кошек метисов встречаются следующие патологии сердца:

– врожденные пороки сердца;
– перитонео-перикардиальная диафрагмальная грыжа;
– гипертрофическая кардиомиопатия, ГКМП (иногда в обструктивной форме);
– ГКМП-фенотип (вторичная гипертрофия сердечной мышцы, например, как следствие системной артериальной гипертензии);
– миокардит (воспаление сердечной мышцы);
– инфекционный эндокардит;
– рестриктивная кардиомиопатия;
– неклассифицированные кардиомиопатии;
– аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка;
– аритмии;
– опухоли сердца;
– дилатационная кардиомиопатия, ДКМП-фенотип (чаще всего у кошек развивается при тауриновой недостаточности (недостаток таурина в рационе), при доксорубициновой кардиотоксичности, воспалительных процессах в миокарде и др.);
– ишемические болезни сердца, коронарный острый синдром (встречаются у животных, но не так часто как у людей);
– сердечная недостаточность после продолжительного курса применения стероидных противовоспалительных препаратов;
– артериальная тромбоэмболия (кардиогенного происхождения) и др.

У собак метисов:

– ДКМП-фенотип (дилатация полостей сердца, которая вторичная к таким патологиям как: гипотиреоз, аритмии, воспалительные процессы в миокарде, доксорубициновая кардиотоксичность, недостаток таурина в рационе и др.);
– аритмии (тахиаритмии, брадиаритмии);
– миокардит;
– врожденные пороки сердца;
– инфекционный эндокардит;
– перикардит;
– опухоли сердца;
– дегенеративные изменения клапанов;
– дирофиляриоз (паразитарное заболевание, вызванное нематодой Dirofilaria immitis) и др.

Владельцы могут заметить следующие клинические признаки (как у кошек, так и у собак):

– одышка, учащенное дыхание, дыхание брюшного типа;
– синюшность видимых слизистых оболочек (цианоз);
– вялость, апатия;
– снижение аппетита, потеря веса, снижение переносимости физических нагрузок;
– обмороки;
– кашель (характерно для собак);
– парез/паралич тазовых или грудных конечностей (характерно для кошек);
– нетипичные изменения: рвота, вокализация и др.

Для оценки тяжести состояния пациента и назначения терапии потребуется:

– прием врача-кардиолога (сбор анамнеза, осмотр пациента, аускультация, тонометрия);
– ЭхоКГ (УЗИ сердца);
– ЭКГ (особенно крупным собакам и пациентам с обмороками в анамнезе);
– торакальная рентгенография;
– анализ крови на сердечный биомаркер (Тропонин I);
– Холтеровское суточное мониторирование ЭКГ (на данный момент в нашем центре этой услуги нет) и др. дополнительная диагностика.

Предотвратить появление и развитие вторичных кардиопатологий, улучшить качество жизни Вашего питомца можно при своевременном лечении инфекционных болезней, проведении профилактики инвазий экто- и эндопаразитов (в особенности блох, клещей), а также периодически проходить профосмотры у терапевта с контролем артериального давления (особенно важно для пожилых животных).

Автор статьи: Ковалева Светлана Алексеевна, ветеринарный врач-кардиолог Многопрофильного ветеринарного центра доктора Котова